bankross.ru

Новости финансового сектора

Бизнес

Методы оценки бизнеса

Методы оценки бизнеса

Любой бизнес — это не просто предприятие, недвижимость, оборудования и товары, а целая совокупность неразрывно взаимосвязанных между собой элементов и активов. В связи с этим, при проведении оценки, его нельзя рассматривать как зафиксированное балансом имущество. В статье рассмотрим основные подходы и методы оценки стоимости бизнеса, разберем их особенности, преимущества и недостатки.

Зачем оценивать стоимость бизнеса

Оценка бизнеса — это углубленный финансовый, организационный и технологический анализ деятельности компании, с помощью которого можно определить:

  • имущественное состояние организации;
  • степень предпринимательского риска;
  • уровень достаточности капитала для ведения текущей деятельности и для вложения средств в долгосрочные инвестиции;
  • текущую потребность в дополнительном финансировании;
  • способность организации к эффективному наращиванию капитала;
  • рациональность использования имеющихся ресурсов.

В качестве основных целей проведения оценки стоимости бизнеса следует отметить:

  • определение текущей рыночной стоимости компании;
  • повышение эффективности производства;
  • разработка-бизнес плана дальнейшего развития;
  • своевременное выявление изменений показателей, отражающих оценку стоимости компании;
  • определение факторов, оказывающих влияние на финансовое состояние и финансовую устойчивость организации;
  • реструктуризация предприятия.

Составленный по результатам проведения оценки отчет — это крайне универсальный документ, который будет полезен как руководству компании, так и внешним пользователям, в частности, контрагентам, инвесторам и т.д.;

В каких случаях проводится оценка бизнеса

Результаты оценки дают возможность получить четкое представление о стоимости активов компании, размере годового дохода, позволяют определить реальные сроки окупаемости предприятия и риски от инвестиций в него. В связи с этим обстоятельства проведения оценки могут быть самыми разными:

Это лишь общий перечень случаев, когда может понадобиться проведение оценки бизнеса и на практике таких ситуаций значительно больше.

Подходы и методы оценки стоимости бизнеса

Подход к оценке стоимости организации — это совокупность методов, объединенных общей методологией. В свою очередь метод оценки стоимости бизнеса — это упорядоченные процедуры, позволяющие оценить стоимость организации.

В мировой практике наиболее распространены три подхода к оценке стоимости бизнеса — доходный, затратный и сравнительный.

Подход

В чем заключается

Когда используется

Когда использование затруднено

Соотносит стоимость оцениваемого бизнеса с текущей стоимостью доходов, получаемых от подобных объектов

У компании был рост дохода и есть перспективы его продолжения

Отсутствует доход и перспективы роста

Стоимость оцениваемого бизнеса определяется затратами на создание объекта, аналогичного оцениваемому

У компании большое количество дорогостоящего имущества

Минимальное количество активов предприятия

Основывается на сравнении с ценами, уплаченными или предлагаемыми, за объекты, подобные оцениваемому

Читать статью  Как экосистема Тинькофф Бизнеса помогает на старте своего дела

Есть открытая информация о стоимости компаний конкурентов

Нет открытой информации о стоимости аналогичного бизнеса

Выбор подхода и соответствующих методов оценки зависит от многих факторов, в частности, преследуемых целей, объема и характера исходной информации, организационно-правовой формы компании и т.д.

Вместе с этим, поскольку каждый из представленных подходов имеет свои преимущества и недостатки, для получения наиболее точного и объективного результата, как правило, они используются одновременно. Далее более подробно разберем каждый подход и рассмотрим используемые методы.

Доходный подход

Доходный подход основывается на показателе дохода, который определяет стоимость бизнеса. Иными словами, чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем выше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. Суть подхода сводится к тому, что текущая стоимость бизнеса ставится в зависимость от будущих доходов, которые он может принести. Однако при этом должны учитываться продолжительность периода получения возможного дохода, а также степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс.

Доходный подход к оценке стоимости бизнеса считается самым надежным и точным, но одновременно с этим и трудозатратным. Его применение позволяет учитывать многие факторы, которые выпадают из поля зрения при использовании других подходов.

Доходный подход

Преимущества

Недостатки

1. Учитываются доходность предприятия и перспективы его развития

2. Учитывается уровень риска через ставку дисконта

3. Учитываются интересы инвестора

1. Трудоемкость расчетов

2. Влияние факторов риска на прогнозируемый доход

3. Зачастую предприятия не показывают в отчетности свой реальный доход, что может привести к ошибочным расчетам

Оценка стоимости организации в рамках доходного подхода проводится методом дисконтирования и капитализации.

Метод прямой капитализации

Метод капитализации используется для оценки «зрелых» стабильно функционирующих предприятий с накопленными активами и определенной прибыльной историей хозяйственной деятельности.

Метод строится на оценке имущества на основе капитализации дохода за первый год и предположении, что величина дохода будет такой же и в последующие прогнозные годы.

В общем виде формула расчета по методу прямой капитализации выглядит следующим образом:
Стоимость бизнеса = Доход / Ставка капитализации
В качестве капитализируемого дохода может выступать чистая прибыль или иные показатели, отражающие доход компании, например, прибыль до уплаты налогов или величина денежного потока.

Ставка капитализации – коэффициент, преобразующий доход одного года в стоимость объекта. Данный коэффициент (R) рассчитывается как отношение ожидаемого годового дохода (I) к стоимости имущества (V):

R = I / V

Также ставка капитализации может устанавливаться на основании изучения и анализа текущего состояния отрасли.

На практике метод капитализации дохода применяется довольно редко из-за возможных серьезных колебаний величин прибылей или денежных потоков.

Метод дисконтирования денежных потоков

Сущность данного метода заключается в расчете текущей стоимости доходов будущих периодов, которые образуются в результате функционирования компании и возможной последующей ее продажи.

Читать статью  Туристический бизнес

В отличие от метода прямой капитализации, является более сложным, поскольку требует учета средне- и долгосрочных прогнозов дохода. Однако полученный результат можно считать гораздо более точным и объективным.

Затратный (имущественный) подход

В основе затратного подхода лежит определение объема затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения предприятия с учетом износа и устаревания его активов. Использование данного подхода целесообразно, когда компания владеет крупными ликвидными активами, например, недвижимостью.

Для применения затратного подхода необходимо знать стоимость конкретных видов активов и обязательств. В связи с этим требуется проведение предварительной оценки рыночной стоимости активов. Также для расчета нужно правильно определить размер всех текущих обязательств.

Главным признаком затратного подхода является поэтапная оценка. Сначала единый имущественный комплекс делится на составные части с целью проведения оценки элементов по отдельности, а затем стоимость всей компании определяется путем суммирования стоимостей отдельно взятых частей.

Затратный подход

Преимущества

Недостатки

1. Учитывается влияние производственно-хозяйственных факторов

2. Оценка производится с учетом степени износа активов

3. Расчеты более обоснованы, поскольку опираются на финансовые и учетные документы

1. Не учитываются текущая рыночная ситуация и потенциальные риски

2. Не учитываются перспективы развития бизнеса

Оценка стоимости предприятия и бизнеса затратным подходом, как правило, осуществляется с применением методов стоимости чистых активов и ликвидационной стоимости.

Метод стоимости чистых активов

Расчеты по методу чистых активов выполняются по следующей формуле:
Стоимость бизнеса = Рыночная стоимость активов компании — Текущая стоимость долговых обязательств
Стоимость предприятия зависит от того, какой экономический потенциал накоплен им в предыдущий период производственно-хозяйственной, коммерческой и инвестиционной деятельности. Сюда включается все имущество, денежные средства, готовая продукция, внеоборотные активы, дебиторская задолженность и т.д.

Метод чистых активов обычно применяется при переоценке основных фондов компании, для объектов, не предназначенных для получения прибыли, а также при распродаже имущества.

Метод ликвидационной стоимости

Метод ликвидационной стоимости строится на определении разницы между стоимостью имущества, которую собственник компании может получить при ликвидации предприятия и раздельной продаже его активов на рынке, и издержками на ликвидацию.

Как и в предыдущем способе, стоимость бизнеса определяется путем вычета всех долговых обязательств из стоимости активов компании.

При этом дополнительно учитываются все расходы, связанные с ликвидацией организации — комиссионные, административные издержки, расходы на юридические и бухгалтерские услуги и т.д.

Оценка по ликвидационной стоимости, как правило, используется, когда бизнес не приносит дохода и не имеет перспектив развития или же компания находится на стадии банкротства либо ликвидации.

Сравнительный (рыночный) подход

Сущность подхода состоит в определении стоимости оцениваемого объекта путем приведения характеристик и, соответственно, рыночной стоимости к недавно проданным аналогичным объектам.

Читать статью  Франчайзинг — что это такое простыми словами

Подход основан на принципе замещения: никто не заплатит за объект больше того, чем покупка или создание другого объекта с точно такими же характеристиками.;

Сравнительный подход наиболее эффективен, когда существует активный рынок аналогичных объектов. Точность оценки зависит от количества и качества собранных данных, в первую очередь, экономических характеристик объекта, времени и условий продажи, местоположения и т.д.

Эффективность метода стремительно снижается, если сделок было мало или момент их совершения и момент проведения оценки разделяет продолжительный период времени.

Сравнительный подход

Преимущества

Недостатки

1. Базируется на актуальных данных рынка

2. Отражает текущую практику покупок и продаж

3. Учитывает влияние отраслевых факторов

1. Не учитываются будущие затраты и расходы

2. В расчет принимается только ретроспективная информация

3. Зависимость от наличия достоверных данных в открытом доступе о конкурентах

Основным методом сравнительного подхода является метод сделок.

Метод сделок (продаж)

Метод сделок основывается на необходимости определения стоимости готового бизнеса — контрольного пакета акций компании-аналога. Цена обыкновенных акций определяется по результатам ранее совершенных сделок на фондовом рынке.

В основе метода лежит определение соответствующих мультипликаторов (отношение стоимости компании к ее выручке) на базе финансового анализа и прогнозирования. В результате формула расчета выглядит следующим образом:

Стоимость бизнеса = Активы компании х Мультипликатор

Как правило, метод сделок применяют, когда планируется закрытие компании или существенное сокращение объема выпуска продукции. Также его используют при сделках по слиянию и поглощению компаний.

Как проводится оценка

Порядок проведения оценки зависит от выбранного подхода и используемого метода. Нюансов и особенностей довольно много и рассказать обо всех попросту невозможно.

В целом любая оценка, независимо от специфики бизнеса, подхода и методов, проводится по единому алгоритму. В общем виде он выглядит следующим образом:

  1. Подготовительный этап. Определение целей и задач оценки, поиск профессионального оценщика, сбор необходимых документов.
  2. Анализ объекта и рынка, подбор оптимального подхода (подходов) и методов оценки с учетом специфики и особенностей бизнеса.
  3. Выполнение расчетов в соответствии с ранее подобранными методами оценки.
  4. Составление и оформление отчета о выполненной работе. В отчете обязательно указываются используемые подходы и методы, приводятся подробные расчеты, полученные показатели оценки и достигнутые результаты.

Оценка стоимости бизнеса — это сложный процесс, требующий специальных знаний и опыта. Допущенные ошибки могут стать причиной получения необъективных результатов, что с высокой вероятностью обернется убытками, расходами и упущенной выгодой. Патентное бюро «GPG» не первый год занимается проведением независимой оценки бизнеса и готово помочь с определением реальной рыночной стоимости компании.

Лобов Владислав Юрьевич

Оформите заявку на услугу. Мы свяжемся с вами в ближайшее время, ответим на все интересующие вопросы.

https://gpg.ru/blog/ocenka/metody-otsenki-biznesa/