Иностранные инвестиции и типы компаний в Индии
Индия — одна из самых быстрорастущих экономик мира. Ожидается, что в ближайшие несколько десятилетий благодаря быстрой модернизации она станет одной из экономических держав мира. Несмотря на то, что экономика Индии серьезно пострадала из-за пандемии коронавируса (COVID-19), в 2020-2021 финансовом году приток прямых иностранных инвестиций в Индию составил 81,72 млрд долларов США, что на 10% больше, чем в предыдущем финансовом году. Индия является пятым по величине получателем притока капитала в мире.
Инвестиционный климат в Индии значительно улучшился с момента открытия экономики в 1991 году. Это в значительной степени объясняется снижением норм прямых иностранных инвестиций во всех секторах экономики. Сегодня Индия входит в список 100 лучших стран мира по простоте ведения бизнеса (EoDB). Приток прямых иностранных инвестиций в Индию составлял 45,15 млрд долларов в 2014–2015 годах и с тех пор постоянно увеличивался. Более того, общий приток прямых иностранных инвестиций вырос на 65,3%, то есть с 266,21 млрд долларов в 2007–2014 годах до 440,01 млрд долларов в 2014–2021 годах, а приток прямых иностранных инвестиций также увеличился на 68,6% с 185,03 млрд долларов в 2007–2014 годах до 312,05 млрд долларов (2014–2021 годы).
Публикация
Варианты регистрации компаний с прямыми иностранными инвестициями (ПИИ)
На текущий момент регистрация компаний с прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) доступны в двух вариантах:
- автоматический маршрут и
- правительственный маршрут.
В соответствии с автоматическим маршрутом инвестору-нерезиденту или индийской компании не требуется одобрение правительства Индии для инвестирования.
Согласно правительственному маршруту перед инвестированием требуется одобрение правительства Индии. Предложения о прямых иностранных инвестициях по линии правительства рассматриваются соответствующим административным министерством / департаментом.
Законодательство об инвестициях и ведении бизнеса в Индии
Большинство основных законов, связанных с инвестициями и ведением бизнеса в Индии, принимаются на центральном уровне.
Ниже перечислены некоторые из основных законов, о которых необходимо знать предпринимателям в Индии:
Закон о компаниях 2013 года (Companies Act 2013),
который касается создания, финансирования, функционирования и ликвидации индийских компаний;
Индийский закон о договорах 1872 года (Indian Contract Act 1872)
закон о договорах, который устанавливает общие принципы формирования, исполнения и принудительного приведения в исполнение договоров, а также правила, относящиеся к некоторым специальным видам договоров, таким как возмещение убытков и гарантии, поручительство и залог, а также агентские договоры;
Закон об управлении иностранной валютой 1999 года (Foreign Exchange Management Act 1999 = FEMA)
касается валютного контроля, притока и оттока иностранной валюты, облегчает внешнюю торговлю и платежи, способствует упорядоченному развитию и поддержанию валютного рынка в Индии;
Кодекс о неплатежеспособности и банкротстве 2016 года (Insolvency and Bankruptcy Code 2016)
основной законодательный акт, регулирующий процесс урегулирования неплатежеспособности и ликвидации индийских компаний;
Центральные трудовые кодексы (Central Labour Codes)
Для облегчения ведения бизнеса индийское правительство инициировало объединение 29 центральных законов о труде в 4 трудовых кодекса. Новые кодексы определяют условия занятости, социального обеспечения, охраны труда, техники безопасности и условий труда для работников;
Закон о защите конкуренции 2002 года (Competition Act 2002)
обеспечивает здоровую и честную конкуренцию в условиях современной рыночной экономики;
Закон об арбитраже и примирении 1996 года (Arbitration and Conciliation Act 1996)
основное законодательство, касающееся внутреннего арбитража, международного коммерческого арбитража и исполнения иностранных арбитражных решений.
В дополнение к вышеупомянутым общим законам, существуют определенные отраслевые законы, например, Закон о лекарствах и косметических препаратах (Drugs & Cosmetics Act), законы о страховании (Insurance Laws) и т.д.
Резервный банк Индии (The Reserve Bank of India = RBI) является центральным банком Индии. Помимо того, что RBI является высшим органом банковского регулирования, он также отвечает за формирование и реализацию внешней политики, регулирование валютных операций, управление долгом и наличностью для правительств, осуществляет регулирование и надзор за платежными и расчетными системами и управление валютой.
Закон о специальных экономических зонах 2005 года (The Special Economic Zones Act 2005) предусматривает создание специальных экономических зон в Индии. Эти зоны были созданы в целях индустриализации, защиты иностранных инвестиций и экономического роста. Предприятия, созданные в этих зонах, пользуются налоговыми скидками, фискальными льготами, упрощенными процедурами и оформлением по принципу «единого окна».
Индийская судебная система — одна из старейших правовых систем в мире, включает в себя систему общего права, а также статутное и нормативное право. Верховный суд Индии является высшим органом в судебной иерархии, который, наряду с Высокими судами на уровне каждого штата, обладает правом судебного контроля.
Таким образом, законодательные и исполнительные действия подлежат судебному контролю. Судебная власть имеет право отменить любое действие, которое противоречит конституционным положениям. Индийские суды толкуют законы, применяя их к конкретным делам, представленным на их рассмотрение. Поэтому, пытаясь понять какой-либо закон Индии, необходимо проанализировать различные решения, вынесенные индийскими судами в отношении этого закона.
Особенности регистрации компании с иностранным участием в Индии
Индия является экономикой с валютным контролем, поэтому могут существовать некоторые ограничения или дополнительные условия, которые необходимо выполнить перед инвестированием в ту или иную область или сектор.
Согласно индийской политике в отношении иностранных инвестиций, в некоторых секторах разрешены 100% ПИИ. Есть сектора, в которых ПИИ не разрешены (например, азартные игры и торговля передаваемыми правами на застройку/разработку и табачные изделия). В некоторых секторах могут существовать ограничения на объем ПИИ (например, 26% или 49%), а также может потребоваться предварительное одобрение правительства или Резервного банка Индии (RBI).
17 апреля 2020 года Департамент содействия развитию промышленности и внутренней торговли (DPIIT) Министерства торговли и промышленности Индии опубликовал пояснение для прессы (PN3). Кроме того, 22 апреля 2020 года в Правила управления иностранной валютой от 2019 года (Правила NDI) были внесены поправки в соответствии с уведомлением Центрального правительства (т.е. NDI Amendment Rules) для введения в действие PN3. Правила NDI содержат правовую базу, регулирующую иностранные инвестиции в Индию.
Поправка к Правилам NDI внесена в контексте Правила 6(a), которое касается конкретно подписки, покупки и продажи долевых финансовых инструментов индийской компании. Был закреплен термин «долевые инструменты» (equity instruments), который означает долевые акции, конвертируемые долговые обязательства, привилегированные акции и акции на предъявителя, выпущенные индийской компанией.
Поправка к Правилам NDI сформулирована широко без каких-либо разъяснений и толкований. Она гласит следующее:
- Потребуется одобрение правительства для инвестиций компании из страны, имеющей общую сухопутную границу с Индией или если бенефициарный владелец инвестиций в Индию находится в такой стране или является ее гражданином;
- В случае передачи прав собственности на любые существующие или будущие ПИИ в компании в Индии, прямо или косвенно, в результате чего бенефициарная собственность подпадает под действие пункта выше, такое последующее изменение бенефициарной собственности также потребует одобрения правительства.
В первом пункте изложены основные изменения в политике, согласно которым любые инвестиции из соседней страны требуют предварительного одобрения правительства Индии. Он охватывает инвестиции как физических, так и юридических лиц и использует фразу «бенефициарная собственность», чтобы охватить потенциальные инвестиции через многоуровневые структуры. Здесь особое внимание необходимо обратить на САР Гонконг, который фактически относится к территории Китайской Народной Республики, а, соответственно, попадает под действие пункта.
Второй пункт расширяет сферу применения и уточняет, что даже передача прав собственности на инвестиции, которая прямо или косвенно приводит к тому, что бенефициарная собственность переходит в руки физических и юридических лиц, включенных в первый пункт, потребует одобрения правительства. Термины «бенефициарный интерес» и «прямо или косвенно» дают широкое поле для толкования. Поправка никак не помогает определить единственно верное толкование.
https://gsl.org/ru/press-center/press/inostrannye-investiczii-i-tipy-kompaniy-v-indii/